Оператор супермаркетов для гурманов «Азбука вкуса» запускает новую сеть «АВ маркет», которая будет работать практически в одной ценовой нише с «Ашаном». Премиальный сегмент невелик, объясняет ретейлер, к тому же покупатели начинают экономить: по данным ноябрьского исследования «Ромир», доля россиян, отказывающих себе в некоторых продуктах питания, выросла вдвое.
Первые два магазина под вывеской «АВ маркет» в конце ноября открылись в подмосковных Одинцово и Ступино. «Эти супермаркеты будут работать с аудиторией, которая не ходит в классическую „Азбуку вкуса“ или посещает ее эпизодически. Мы решили сфокусироваться на семьях, которые совершают не ежедневные покупки, а закупаются на целую неделю, и приходят в супермаркет всей семьей», — пояснил РБК представитель ретейлера Андрей Голубков.
«АВ маркет» будет стилизован под рынок с прилавками. Формат предусматривает получение скидки на покупку — ее размер будет напрямую зависеть от объема приобретенных товаров: чем больше купишь, тем выше скидка. Площадь новых супермаркетов составит около 2 тыс. кв. м, ассортимент будет включать 18 — 25 тыс. наименований товаров, из них более 50% — так называемый «фреш» — фрукты, овощи, на непродуктовые позиции будет приходиться 15%. Новые торговые точки будут располагаться недалеко от автомобильных трасс и рядом с жилыми массивами.
Средний чек в «АВ маркетах» окажется почти вдвое ниже, чем в классических «Азбуках вкуса» — 800 руб. против 1500 руб., акцент будет сделан на товары российского производителя.
«Премиальный сегмент конечен, он не очень велик, а рынок довольно насыщен. Нигде в мире нет такого количества премиальных — или считающих себя премиальными — магазинов в одном городе», — говорит гендиректор другого премиального фуд-ретейлера «Глобус гурмэ» Андрей Яковлев.
На 2015 год запланировано открытие еще восьми «АВ маркет» в Подмосковье: под проект переделают супермаркеты Spar, которые «Азбука вкуса» выкупила летом. Эти площади были слишком велики для ее традиционных магазинов, а их расположение не соответствовало концепции развития традиционного формата, объясняет Голубков.
Эти магазины расположены в Жуковском, Электростали, Раменском, Дмитрове и Воскресенске, их общая торговая площадь — 10,59 тыс. кв. м (помещения находятся в аренде). Подмосковная сеть была одним из 13 франчайзинговых партнеров голландской Spar в России, сумма сделки не называлась. В сделку вошел складской комплекс (6 тыс. кв. м в собственности) и фабрика-кухня. По оценке старшего аналитика Райффайзенбанка Натальи Колупаевой, покупка могла обойтись «Азбуке вкуса» примерно в $100 млн Источник в «Азбуке вкуса», не называя конкретной суммы, утверждал, что сеть заплатила меньше.
«Азбука вкуса» объединяет более 70 магазинов в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Продажи сети по итогам 2013 финансового года (закончился 31 марта) составили 32,5 млрд руб. без НДС. Совладельцами ретейлера являются его сооснователи Максим Кощеенко и Олег Лыткин (чуть более 50%), 6,9% принадлежит менеджерам сети, остальное делят бывшие собственники Экспобанка Андрей Вдовин, Павел Масловский и Питер Хамбро. До лета 2014 года примерно 11% «Азбуки вкуса» контролировал Кирилл Якубовский — его долю выкупили Вдовин, Масловский и Хамбро на деньги Millhouse Романа Абрамовича и Invest AG Александра Абрамова. Абрамович и его партнер могли получить часть «Азбуки вкуса» в качестве залога по кредиту.